Стас Намин: «Есть опасение, что наступает крах цивилизации» Стас Намин. Стас Намин. / Фото: Александр Натрускин / РИА Новости Стаса Намина в СМИ в России и за рубежом часто называют человеком эпохи Ренессанса за то, что ему удаётся в разных видах своей творческой деятельности — театр, кино, фотография, живопись и, конечно, музыка (поп, рок, этническая и даже симфоническая) — достичь мирового уровня и международной известности. В интервью aif.ru он рассказал о вековой русофобии, разочаровании политикой западных правительств, американской цензуре, возрождении «Парка Горького», а также о своих новых проектах в театре, музыке, живописи. Мир катится вниз Владимир Полупанов, aif.ru: — Как человек, глубоко интегрированный в российскую и западную культуру, что вы думаете о том, куда катится мир? Стас Намин: — Куда, не знаю, но катится точно, такое впечатление, что вниз. Думаю, что сегодня человечество переживает не самый радостный виток своего развития. У меня есть опасение, что может наступить даже крах цивилизации. Это основная тема моей симфонии Centuria S-Quark (по аналогии с центуриями Нострадамуса), которую я написал в 2016 году. Я хотел сформулировать симфоническим языком, что у человечества может быть вполне реальным трагический финал. В интернете есть фильм про запись этой симфонии Лондонским симфоническим оркестром на студии Abbey Road, где перед записью я рассказываю музыкантам оркестра, о чем эта симфония и почему я выбрал именно этот музыкальный язык. Интересно, что, когда американская фирма грамзаписи решила выпустить этот альбом, меня попросили написать концепцию симфонии, и когда я прислал им свой текст, они мне сказали, что их цензура этого не пропустит. Смешно, в России он давно опубликован без проблем. — Что там такого крамольного? — С моей точки зрения, ничего: я просто рассуждаю о том, как взаимодействует коллективный и индивидуальный разум и есть ли вообще коллективный разум у человечества? Если да, то почему люди сами разрушают свою цивилизацию, а не сохраняют ее миллионами лет, как пчелы, муравьи и даже микробы? Или констатирую факты: «Разрушается и моральный облик человечества, который в будущих поколениях может повлиять даже на физиологию. Сексуальные меньшинства постепенно становятся официальной нормой, поддерживаются и культивируются законами, что в результате принципиально меняет общество. Как ни парадоксально, механизм человеческой репродукции, заложенный природой, оказывается уже даже постыдным во многих “развитых” общественных системах». Вот такого рода текст не прошел их цензуру. — Но какова, по-вашему, причина, из-за которой мир скользит в эту пропасть? — Если представлять себе, что это естественный виток развития цивилизации, то объяснить это очень трудно, может даже, на человеческом уровне невозможно. Хотя есть теории, что на Земле уже существовало несколько цивилизаций, которые плохо заканчивали. Есть ощущение, что существуют какие-то конкретные силы, которые помогают этому скольжению вниз. Не хочется заниматься конспирологией, но, может быть, для них это совсем не пропасть, а новый запрограммированный виток развития? И это падение в пропасть по их задумке вовсе не падение, а путь, который может принципиально изменить человеческую природу и решить многие «неразрешимые» людские вопросы, включая перенаселение, постоянные войны и тому подобное. Сегодняшние технологии, создание искусственного интеллекта, биороботов могут сформировать новый общественный уклад и сделать мир совсем другим. Но это очень сложный и длинный разговор, наверное, не для этого интервью... Жизнь человечества продлилась — Недавно вы переступили порог, который называется «за 70». В этом возрасте мало кто продолжает активно работать, тем более начинать новые серьезные проекты, а судя по вашей деятельности, вам как будто чуть за 30. Как вы сами объясняете такую активность? — Мне кажется, сейчас вообще время изменило человеческую природу. Полноценная активная жизнь у всего человечества продлилась, может, на 20 или даже 30 лет. Если раньше считалось, что в 50, а в 60-то уж точно наступает так называемая «старость», то сегодня много творческих людей работает полноценно и до 90. Я даже не интересуюсь, сколько лет моим друзьям — Андрею Кончаловскому, Володе Познеру, Юре Росту и другим, кто живет так же, как и в 30... Думаю, многие талантливые люди не чувствуют возраста. Я тоже почему-то его не чувствую, просто его не замечаю и не думаю о нем. Слава богу, я ничем не болею уже где-то полвека и физически чувствую себя так, как будто мне действительно 30. — Готовясь к этому интервью, я посмотрел вашу творческую биографию на сайте stasnamin.ru. Оказалось, что я не знал о вас и четверти того, что вы делаете. Вы как будто проживаете параллельно несколько жизней. Занимаетесь разными видами творческой деятельности, и каждая из них настолько полноценна, что ее хватило бы на целую человеческую жизнь, а у вас их много. Как это все укладывается в одном человеке? — Не задумываюсь над этим. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится, работаю очень много. Мне кажется, что нет особенной ценности в том, что человек занимается разными вещами в жизни, таких людей много. — Наверное, но ценность заключается в том, какого уровня достигает человек в том, чем он занимается. А вы каким-то образом достигаете мирового уровня во всем, чем бы вы ни занимались. Как вы это объясняете? — Про уровни я никогда особенно не заморачивался, я просто очень серьезно отношусь ко всему, что делаю, и стараюсь использовать максимум своих возможностей. А какой уровень получается — это, конечно, не от меня зависит. Слава богу, кое-что получается, и если люди иногда высоко оценивают результат моего труда, то у меня от этого только прибавляются силы. — Говорить обо всем, чем вы занимаетесь, в формате обычного интервью невозможно. Давайте хотя бы коротко поговорим о главных направлениях вашей деятельности. Начнем с музыки. Вы за всю жизнь написали около 50 песен, при этом треть из них знает вся страна. А ваша песня «Мы желаем счастья вам», наверное, и сегодня самая любимая народом за последние 40 лет. Как это у вас получается? — Это просто везение. А если идти по хронологии, то музыкой я увлекся с детства и фактически посвятил рок-н-роллу первую половину жизни В Суворовском военном училище в 13 лет вы создали группу «Чародеи», через три года — группу «Политбюро». А в 18 лет создали легендарную группу «Цветы», которая стала первой национальной супергруппой, которую называли «русскими Битлз», и с которой, по свидетельству журнала «Итоги», «начинался весь отечественный неформат». «Цветы» создали хиты, ставшие золотым фондом всего русскоязычного населения планеты. В чем секрет такого успеха? — Когда я чем-то увлечен, я вообще не задумываюсь об успехе. Я просто делаю это по кайфу и честно, руководствуясь только субъективными критериями. Но почему-то иногда так складывается, что они оказываются правильными. Может быть, мне, как я уже сказал, просто везет. Новая жизнь «Парка Горького» — В конце 80-х вы создали группу «Парк Горького» и раскрутили ее на весь мир. В 90-м группа развалилась на самом пике популярности, и за 30 лет никто, даже бывшие музыканты группы, не смогли выйти на тот уровень, которого вам тогда удалось достичь. И вдруг в прошлом году вы воскресили этот свой проект с новым составом, и опять он взлетает до небес, покорив всех своим мастерством. Скажите, это тоже случайность? — Ну, не знаю... Может быть, отчасти да. Вообще, надо понимать, что талант продюсера и исполнителя — это разные вещи. Я часто привожу в пример кинематограф: ведь актеры не могут создать фильм без кинорежиссера. Музыканты старого состава «Парка» хорошие исполнители, но никогда не создавали своих ансамблей. Группу «Москва» создал Тухманов, «Цветы» — я и т. д. Да и после развала «Парка» музыканты не только не создали новую группу, но и не смогли сохранить ту, которую я собрал. Есть авторские группы, как тот же «Аквариум», «Машина времени» или «ДДТ», которым не нужен продюсер, а такие, как «Цветы» и «Парк Горького», придуманные и созданные продюсером, наверное, без него не могут. Но я ведь не волшебник, мы все зависим от обстоятельств и т. п. Просто я занимаюсь только тем, что действительно понимаю и умею. Поэтому создается впечатление, что у меня все получается. В действительности не все так гладко. Ведь первый состав «Парка», который я собрал преимущественно из музыкантов «Цветов», в 90-м меня предал и убежал в США, украв название и в результате развалив проект. — Я слышал, что сейчас, когда вы собрали новый состав GP и он с огромным успехом выступил на фестивале «35 лет SNC» 28 августа, бывший гитарист группы Алексей Белов не может с этим смириться и судится с вами. Это так? — Да... собственно, он и развалил группу, пытаясь продолжить карьеру в США без меня и Коли Носкова, незаконно используя придуманное мной название и логотип. В результате у него ничего не вышло ни там, ни здесь. Наверное, за 30 лет он привык называть себя лидером и основателем «Парка», и теперь ему трудно отвыкнуть. Честно говоря, меня эта тема мало интересует. Помните басню про моську и слона? Вообще, мне в жизни повезло — за столько лет на моем пути встречалось очень немного нечистоплотных людей, но предавали меня очень редко. У меня нет опыта судебных тяжб, но я прекрасно понимаю, что суды не всегда выносят справедливые решения, поэтому всерьез не вникаю в эти передряги. По сути, и для меня, и для нового состава «Парка» эта мелочная судебная суета не имеет значения. Она ни на что принципиально не может повлиять. А кроме того, есть реальная жизнь, и она все расставляет на свои места. Можно было, конечно, и раньше предъявить свои права и давно уже собрать новый состав, показав, кто в реальности создатель и продюсер «Парка», но я давно уже занят совсем другими проектами, и до этого просто руки не доходили. Помимо всего, вы член творческого союза художников России и Армении, почетный член Российской академии художеств. Ваши персональные выставки живописи прошли в крупнейших музеях страны: в 2016 году — выставка в Академии художеств, а в 2021-м — большая выставка в Музее современного искусства. Сегодня, насколько я знаю, вы представляете свои картины и за рубежом. Как в сегодняшней политической ситуации это происходит? — Да, неожиданно для самого себя в прошлом году я как художник получил известность на Западе. С мая по октябрь прошли мои выставки в более чем десяти странах Европы. А с января начинаются выставки в разных городах США. Как ни странно, при том, что я представляюсь как художник из России, никакой русофобии или агрессии я не почувствовал. Более того, многие люди в разговорах со мной признаются в своем уважении к России и ее культуре, сожалея о том, что сейчас происходит Стас Намин. Стас Намин: США всё больше напоминают СССР